Торговые сети как объекты видеонаблюдения

30.04.2009. Торговые сети как объекты видеонаблюдения

Торговые сети ежедневно страдают от воровства и мошенничества со стороны покупателей и даже собственных сотрудников. Убытки при этом исчисляются миллиардами долларов. В данном обзоре постараемся рассмотреть, каким образом видеонаблюдение может поставить заслон разного рода мошенникам, промышляющим в супермаркетах и других торговых точках.

Неумолимая статистика

Европейские и американские статистики высчитали практически одинаковые суммы потерь торговых точек, однако разошлись во мнениях, кто именно повинен в них. В Европе 50% убытков приходится на мошенничество покупателей, а 30% — на торговых работников. В США те же самые категории поменялись местами: 30% убытков пришлось на мошенничество покупателей и 50% — на работников торговли. Остальная доля потерь разделена следующим образом: 15% убытков возникло из-за организационных ошибок и 5% — из-за мошенничества со стороны поставщиков. С России, если соотношение объемов воровства покупателей и работников торговли составляет 6:4, ситуация в магазине считается нормальной. Если же это соотношение составляет 7:3, такая обстановка считается неблагоприятной.

Если убытки торговой точки не превышают 0,3% оборота денежных средств, это считается хорошим показателем. Если они составляют 0,3-0,5% оборота — это нормальный показатель. Но когда убытки превышают 1,5% оборота, руководству торговой сети следует принимать срочные меры.

В США, как и в Европе, убытки в торговых сетях достигают астрономической цифры в 30 миллиардов долларов. Если вспомнить, что 80% этой суммы составляют потери от мошенничества персонала и покупателей, возникает повод серьезно задуматься о том, как бороться с этим явлением. Прежде всего, следует понять мотивы преступных действий.

Зачем люди воруют?

Людей, промышляющих воровством можно условно разделить на две большие группы. В первую входят те, для кого воровство — осознанное действие. Ко второй группе относятся лица, страдающие расстройствами психики, выражающимися в непреодолимой тяге к воровству.

В особую подгруппу можно отнести сотрудников торговых точек, ворующих из мести, чтобы "насолить" своему начальству. Умышленное воровство — наиболее опасное явление, но и его можно разделить на профессиональное и вынужденное. Последнее чаще всего вызвано бедственным положением человека. В отличие от вора-профессионала, который тщательно готовится к своей "работе", человек, идущий на преступление от безысходности, действует неумело и спонтанно.

Среди воров можно провести классификацию, разделив их на "чужих"(посторонних лиц) и "своих"(сотрудников торговой точки). Имеют место также смешанные преступные группы, когда персонал магазина действует в сговоре с посторонними лицами.

Если в число сотрудников входят профессиональные воры, или сотрудники торговой точки действуют в сговоре с ними, такая ситуация представляет наиболее серьезную угрозу.

Приведем несколько примеров, когда в качестве вора выступает сотрудник магазина, покупатель или группа лиц, действующих в преступном сговоре.

Мошенничество кассира

# В случае, если покупатель, оплатив покупку, забыл забрать чек, кассир может отменить данный чек и положить вырученные деньги к себе в карман.

# При покупке большого количества единиц товара некоторые из них могут быть умышленно внесены в чек дважды. Покупатель оплатит чек, после чего кассир произведет отмену позиций товаров, пробитых дважды, и заберет "выручку" себе.

Преступный сговор кассира и покупателя

# Прикрывая штрихкоды рукой, кассир может оставить непробитыми часть покупок.

# Имея под рукой штрихкоды дешевых товаров, кассир подносит их к сканеру, закрывая при этом рукой штрихкод дорогостоящего товара и пронося его мимо сканера.

# Поскольку сканеру не всегда удается считать штрихкод, кассиру несложно ввести вручную код товара, который значительно дешевле.

# Операция "скидка" может быть применена кассиром к товару, на который скидка не распространяется.

# Кассир может выбить чек, а затем отменить его, отдав товар покупателю, с которым имеется преступный сговор.

Кассир в сговоре с администратором

Часто в торговых точках отмена покупки или возврат товара выполняется лишь с разрешения старшего менеджера либо старшего продавца. Сговор с ними позволит кассиру беспрепятственно осуществлять преступные действия.

Воровство персонала в торговом зале

# Продавец, взяв товар со склада, попросту не доносит его до витрины торгового зала.

Воровство персонала склада

# Товар скрывается посреди отходов или тары, а затем вывозится со склада.

# Товар предварительно прячется в технических помещениях, электрощитах и т.д.

# Под предлогом вывоза со склада крупногабаритных товаров, вывозится мелкий, но дорогостоящий товар.

Мошенничество покупателя

# В примерочной или непосредственно в торговом зале покупатель якобы примеряет товар, а затем незаметно уходит в нем.

# Снимая штрихкодовую этикетку с дешевой вещи, покупатель прикрепляет её к более дорогой и приобретает дорогую вещь по низкой стоимости.

# Покупатель производит возврат товара по чеку, который был забыт другим покупателем. Товар под этот чек предварительно выносится из магазина сотрудниками, с которыми покупатель находится в сговоре. Покупатель якобы возвращает этот товар и получает за него деньги.

Вполне понятно, что в кратком обзоре не удастся перечислить все виды краж, но и перечисленные выше варианты наглядно свидетельствуют об изобретательности мошенников. Какие же существуют сейчас методы борьбы с мошенничеством и насколько они эффективны?

Мошенничеству бой!

Защитные метки (EAS)

Простейшим и наиболее распространенным методом борьбы с кражами в торговых точках является использование защитных меток.

На каждую вещь наклеивается метка, выполненная в виде бирки или этикетки со штрихкодом. При покупке вещи кассир деактивирует метку с помощью сканера, и тогда её можно беспрепятственно вынести через "ворота" на выходе из зала.

Если попытаться пронести через "ворота" вещь, метка которой не деактивирована, встроенная антенна уловит ответный сигнал, исходящий от метки и включит звуковой сигнал тревоги. Данная система получила название Electronic Article Surveillance (или EAS), что в переводе означает "электронное обнаружение предмета".

Радиочастотная идентификация (RFID)

Технология радиочастотной идентификации — Radio Frequency Identification, или сокращенно RFID, гораздо более дорогостоящая, однако обладает широкими возможностями. Метка, выполненная по технологии RFID, представляет собой небольшую микросхему с возможностью записи на неё различной информации.

Если метка EAS деактивируется и становится невидимой для антенны, то метка RFID остается активной. Кассир только лишь меняет данные о статусе товара.

Как понятно из названия, в системах RFID применяется радиочастотный сигнал. Непосредственно в саму метку можно записать информацию о статусе товара, о его приеме на склад, о перемещении с полки на полку и т.д. Немаловажной особенностью метки RFID является то, что её можно совершенно незаметно прикрепить к товару.

Не все торговые точки могут позволить себе установить систему RFID, поскольку даже сама метка со встроенной микросхемой стоит недёшево. В целях экономии такими метками в первую очередь маркируются часто похищаемые или дорогостоящие товары. Возможно, что в недалеком будущем, по RFID-метке можно будет даже отслеживать вора, укравшего вещь из магазина.

Между тем, метки не всегда помогают противостоять хищениям. Они, к примеру, не могут справиться с воровством на складе. Кроме того, метки могут отпугивать только случайных, неопытных воришек. У воров-профессионалов существуют свои методы, как лучше всего вывести метки из строя, оторвать или надрезать их. Расставить повсюду армию охранников, чтобы отслеживать действия каждого посетителя, — не лучшее решение, особенно для многолюдных супермаркетов. Наилучшим средством для борьбы с воровством в этом случае является система видеонаблюдения.

Система видеонаблюдения может не только предотвращать кражи, но и помогает опознавать воров с помощью своего видеоархива. Если система видеонаблюдения интегрирована с кассовыми аппаратами, её эффективность значительно повышается.

Интегрированная система, её принцип действия и функциональные возможности

Интегрированная система синхронизирует кассовые операции и видеозапись действий кассира. В режиме реального времени на монитор оператора системы поступает видеозапись всего, что происходит у кассового терминала, здесь же высвечиваются пункты, содержащиеся в оформляемом кассовом чеке. В архив системы записываются все операции, выполняемые на данном кассовом терминале: начало/конец чека, возврат товара, отмена операции, назначение скидки, удаление чека, открытие кассы, изъятие денег и прочие действия. Систему можно настроить таким образом, чтобы при возникновении подозрительных ситуаций (к примеру, при возврате товара) она выдавала увеличенное изображение терминала, где происходит эта процедура, на отдельный монитор.

Вышеупомянутые методы мошенничества со стороны кассира легко выявляются с помощью интегрированной системы видеонаблюдения. В то время как обычное видеонаблюдение не всегда справляется с этой задачей. Архив интегрированной системы также обладает более широкими возможностями, чем архив обычной системы видеонаблюдения.

Где лучше всего разместить телекамеры?

Из вышесказанного понятно, что в торговых точках не обойтись без систем видеонаблюдения. Осталось только определить, наилучшие способы размещения телекамер.

Как показывает практика, наилучшими вариантами являются:

# направление телекамер на стеллажи или витрины с товаром;

# установка отдельной телекамеры на каждой кассе, чтобы можно было получить изображение крупным планом покупателя и товара;

# телекамеры, одновременно охватывающие выходы из нескольких касс (4-6), чтобы служба безопасности смогла быстро заметить подозрительного человека;

# установка телекамеры у входа в торговый зал, поскольку это единственное место, где можно получить изображения посетителей крупным планом.

Помимо торгового зала, необходимо также установить телекамеры в служебных помещениях, коридорах, складах и у служебного входа. Не обойтись и без наружных телекамер, которые обеспечат безопасность здания в ночное время, а также будут следить за автомобилями, припаркованными у магазина.

Доказана эффективность интеграции

На практике доказано, что системы видеонаблюдения, помогают в расследовании краж и предотвращают их повторение.

Наибольшей эффективностью, как было сказано выше, обладает интегрированная система видеонаблюдения, работа которой тесно сопряжена с работой кассовых терминалов. В архиве интегрированной системы отражаются не только видеозаписи событий, но и операции каждого кассового терминала.

Кроме предотвращения случаев мошенничества, интегрированные системы помогают оперативно разрешить спорные, конфликтные, а порой и курьезные, ситуации.

Любопытный случай произошел в одном из крупных супермаркетов Санкт-Петербурга. В конце рабочего дня менеджер торгового зала обнаружил, что потерял ключи от своего автомобиля. Помня, что до обеда ключи еще были у него, менеджер обратился к сотрудникам службы безопасности с просьбой найти пропажу. Телекамеры подтвердили слова менеджера — поначалу ключи были у него в руках, однако чуть позже он положил ключи поверх стеклянной витрины, которую открывал для показа товара. Именно там с помощью системы видеонаблюдения они и были обнаружены.


Назад к списку статей