Акустика помещения при создании домашнего кинотеатра

20.03.2009. Акустика помещения при создании домашнего кинотеатра

На сегодняшний день присутствие в доме системы домашнего кинотеатра становится такой же обыденной вещью, как и наличие стиральной машины или микроволновой печи. Одновременно с этим ценовой диапазон аппаратуры, позволяющей реализовать идею многоканального звука, существенно расширился, и прежде всего за счет нижнего порога. Уже за 400$ можно приобрести полный комплект звуковоспроизводящей аппаратуры, которая в сочетании с телевизором, имеющим экран больше чем 53 см, дает уверенное представление о прелестях просмотра кино в домашних условиях. Такие системы домашнего кинотеатра можно установить в любом помещении, независимо от его назначения и конфигурации - главное, чтобы можно было удобно и красиво расставить колонки и устроиться между ними. При этом рассматриваемые ниже требования к акустическому оформлению помещения в данном случае не являются столь критичными, однако даже с самым незатейливым вариантом домашнего кинотеатра воплощение в жизнь некоторых упомянутых акустических принципов способно существенно улучшить впечатление от просмотра.

Вместе с тем значимость выбора помещения для домашнего кинотеатра и его акустической обработки прямо пропорционально возрастает в зависимости от класса и мощности (и как следствие стоимости) комплекта звуковоспроизводящей аппаратуры, которая там должна звучать. Когда первым и единственным шагом на пути к устройству кинотеатра становиться выбор аппаратуры, впоследствии это приводит к тому, что о ее качестве и стоимости будет говорить только товарный чек. Потому что очень красивые и большие колонки вынуждены звучать вполовину громкости и с отключенным сабвуфером (чтобы не мешать отдыхать домашним и соседям). А услышать то самое "прозрачное" звучание, о котором столько говорилось при покупке, совершенно невозможно из-за звенящего гипсокартонного потолка, кафеля прилегающей к гостиной кухни и напольной плитки присоединенного коридора. Поэтому чтобы осознанно сделать свой выбор и в конце получить хороший результат целесообразно одновременно с выбором аппаратуры оценить акустические возможности помещения, где она должна звучать.

Выбор помещения. Для помещения кинотеатра или комнаты прослушивания музыки лучше всего подходит цокольный этаж или подвал. Большая толщина стен и перекрытий позволяет сэкономить в затратах на устройство звукоизоляции. Тем не менее, изначальная высота потолков в предполагаемом помещении должна предусматривать как устройство звукопоглощающего и звукоизоляционного потолка, так и, возможно, дополнительного звукоизоляционного слоя пола. Данные мероприятия потребуют около 30 см. Толщина дополнительной звукоизоляции и акустической облицовки стен составляет около 12 см. Поэтому при выборе помещения это также следует иметь в виду.

Практика устраивать помещения для домашних кинотеатров в мансардах имеет один существенный недостаток. Как правило, даже в кирпичных и бетонных домах перекрытие, являющееся полом чердачного помещения выполняется из бруса. Звукоизоляция такого перекрытия невелика, а увеличить ее в данном случае непросто. Для хорошей звукоизоляции низких частот (а в их мощное звучание - визитная карточка хорошего кинотеатра) требуется большая масса преграды, а серьезно нагружать деревянные балки нельзя.

В квартире это должна быть комната, максимально удаленная от спален, детских комнат или иных помещений, где тишина - одно из необходимых условий. Это не означает, что тогда дополнительная звукоизоляция такому помещению не потребуется - просто эффект изоляционных мероприятий в целом окажется более серьезным. Соседей по дому также нельзя вычеркнуть из круга "тихих" помещений, как бы нам этого не хотелось. Практика показывает, что только единицы могут действительно получать полное удовольствие от просмотра кинотеатра на большой громкости, если им известно, что это доставляет серьезные неудобства соседям.

Размеры помещения. Как и сами линейные размеры помещения, так и их сочетания оказывают очень серьезное влияние на качество звучания. При этом, чем больше площадь помещения и высота потолков в нем, тем лучше. Из области же практических рекомендаций важно, чтобы между тремя линейными размерами (длиной, шириной и высотой) не присутствовала кратность, и тем более какие-либо размеры не были равны между собой. Как наихудший пример помещения для воспроизведения музыки можно привести комнату кубической формы с размером всех поверхностей равным 3 метрам. В этом случае ярко выраженные собственные резонансы помещения, начиная с 60 Гц, будут ощутимо искажать звучание любых, даже самых совершенных акустических систем. Несмотря на то, что вопрос увеличения площади помещения всегда самый сложный, надо стремиться к тому, чтобы наименьший размер в плане был не менее 4 м.

Таким образом, для помещения с высотой потолка 3 метра рекомендуемая длина зала должна быть не менее 7,9 метров, а ширина - 4,9 метров. Также следует отметить, что размеры определяются между массивными ограждающими конструкциями помещения (кирпичная стена, бетонная плита и т.д.). Поэтому если в помещении уже выполнен гипсокартонный потолок на относе 30 см от железобетонной плиты перекрытия, эти сантиметры следует приплюсовать к высоте гипсокартонного потолка и уже отталкиваться от полученной величины.

Дополнительная звукоизоляция помещения. В зависимости от типа дома, места расположения кинозала в нем, и пожеланий заказчика, звукоизоляция может быть полной (когда изолируются все поверхности помещения) или частичной (изолируются только самые акустически слабые места).

Следует обратить внимание, что двери в помещение домашнего кинотеатра обязательно должны иметь хорошую звукоизоляцию. Иначе весь звук будет проходить через них и смысла в изоляции других поверхностей помещения может и не быть. Для этого дверь должна быть массивной, иметь порог и уплотнение по всем притворам, закрываться на замок-фиксатор. Иногда целесообразна установка тамбура (двух дверей с воздушным промежутком). Также важно исключить возможную передачу звука через общую систему вентиляции, которая может соединяться со спальными комнатами.

Акустическая обработка помещения. Для того чтобы получить качественное звучание звукового сопровождения кинофильма или музыкальной программы, как уже было сказано выше, недостаточно только высококлассной аппаратуры, необходимо еще грамотное акустическое оформление помещения зала.

Во время демонстрации фильма зритель, должен четко ощущать звуковую панораму сообразно с действиями, происходящими на экране и воспринимать звук таким, каким он был записан при озвучивании. Зрительный зал не должен вносить в звучание никаких дополнительных тембров или временных задержек. В противном случае из-за множественных отражений, искажений и неравномерности звукового поля звучащая фонограмма будет иметь мало общего с записанной на диске.

Для решения данного вопроса помещение "заглушают", путем применения звукопоглощающих отделочных материалов. Задача такого рода материалов поглотить "лишний" звук, сделав звучание прозрачным и информативным. Если, к примеру, на экране автомобиль ездит по кругу, то, закрыв глаза, вы на слух точно сможете определить ее местонахождение в любой момент времени.

Звукопоглощающие материалы должны быть пористыми и продуваемыми звуковыми колебаниями воздуха. Если такой материал (из лучших побуждений) закрыть с лицевой стороны сплошным листом гипсокартона, акустический эффект может полностью исчезнуть.

В настоящее время самыми эффективными звукопоглощающими материалами являются изделия из супертонких минеральных и стеклянных волокон. Однако их применение допускается при наличии специальных покрытий, обеспечивающих высокую степень защиты от нежелательной эмиссии частиц стекловолокна. При этом для выполнения своих акустических функций покрытие должно быть пористым, т.е. негерметичным. Безукоризненно совместить подобные требования удается немногим фирмам-производителям. Одна из самых авторитетных в данном вопросе компаний - шведская фирма "Ecophon" выпускает широкую гамму акустической продукции различного дизайна с многообразием цветовых и пространственных решений: плиточные подвесные потолки, стеновые панели, объемные элементы ("баффлы"). Данные панели помимо высоких акустических свойств имеют повышенную механическую прочность и возможность окрашивания в любой цвет по желанию заказчика.

При выборе поверхностей для размещения звукопоглощающих конструкций, прежде всего, задействуют потолок помещения - площадь данной поверхности, как правило, не несет на себе никакой полезной нагрузки, поэтому ее очень удобно использовать в акустических целях. Одним из эстетичных отделочных материалов, имеющих высокие звукопоглощающие свойства, является швейцарский натяжной потолок "Clipso". Поверхность потолка имеет классически белый матовый цвет и выглядит абсолютно ровной и цельной. Не зная о наличии над головой специальной конструкции, его можно принять за идеально "выведенный" и покрашенный потолок. Вместе с тем, благодаря невидимой уже с расстояния в полметра микроперфорации полотна, коэффициент звукопоглощения потолка "Clipso" приближается к a=0.7, что обеспечивает ему хороший акустический эффект.

При выработке решений по акустическому дизайну учитываются объем помещения, предполагаемое количество зрителей, количество каналов системы звуковоспроизведения и класс аппаратуры, интерьерные предложения архитектора и пожелания заказчика.

В некоторых случаях в качестве отделочных покрытий звукопоглощающих конструкций могут применяться разнообразные ткани. Шторы, ковры, шкуры и паласы также обладают некоторым акустическим эффектом и могут быть использованы для коррекции акустики такого помещения.

Оптимальное применение средств звукоизоляции, количество и тип звукопоглощающих материалов определяются акустическим расчетом для каждого конкретного помещения после проведения всех необходимых измерений. В конечном итоге важно получить эффект, когда каждый составляющий элемент домашнего кинотеатра: помещение, его оформление и аппаратура дают 100% отдачу, чем радуют глаз и слух зрителя.


Назад к списку статей