Особенности индустрии акустических систем

29.09.2008. Особенности индустрии акустических систем

Изготовители компьютерной акустики находятся в несколько ином положении, нежели поставщики традиционной аудиотехники. Это касается как восприятия характеристик АС покупателями, так и каналом продаж. Дело в том, что в рамках сложной компьютерной системы параметры акустического комплекта оказываются вторичными. Средний покупатель в первую очередь интересуется типом и тактовой частотой процессора, объемом памяти и жесткого диска, возможностями графического адаптера. Когда речь заходит о колонках, обычно упоминается лишь их число, мощность и цена.

Заметная доля недорогих акустических систем продается в составе готовых компьютеров, что заставляет многих изготовителей ориентироваться на требования компаний-сборщиков, а не конечных покупателей.

Два аспекта восприятия

Как гласит народная мудрость, встречают по одежке, провожают по уму. В момент знакомства с акустическими системами в магазине у покупателя включается первичное, поверхностное восприятие (психологи называют его рецептивным) - человек обращает внимание на оформление (например, сияющие светодиоды и люминесцентные индикаторы) и заявленные параметры, видит средства управления и многочисленные логотипы, слышит рев динамиков и ощущает сотрясение воздуха.

Сделав покупку, потребитель приступит к реальному использованию акустических систем; у него включится более глубокое (интроцептивное) восприятие. В этот момент внимание сосредоточивается на самом звуке, а впечатления от оформления АС и их заявленных характеристик отходят на задний план.

Описанные особенности человеческого восприятия позволяют изготовителям в своей маркетинговой и производственной политике делать разные акценты. Так, одни фирмы стремятся к наиболее точному звуковому произведению, объявив дизайн АС не столь существенным. Среди них отметим компанию M-Audio с ее знаменитыми системами семейств Audiophile и Studiophile. Другие фокусируются на выигрышном внешнем виде, удобстве в управлении, индикаторах, больших броских регуляторах и т. п. (такую акустику иногда называют декоративной). В качестве примера назовем компанию Hyundai Speaker, украшающую некоторые модели люминесцентными индикаторами.

Маркетинговые характеристики

Немного отвлекаясь от темы статьи, задам читателям вопрос. Задумывались ли вы над тем, что современная монетарная система в своем принципе инфляционная? То, что центральные банки всех стран дают коммерческим банкам деньги под проценты, означает, что объем денежной массы в обороте должен постоянно увеличиваться (или нарастать скорость обращения денег, но здесь есть свои пределы). Вот мы и получаем инфляцию.

В маркетинге есть аналогичная закономерность. Для успешного продвижения продукции на рынке заявленные характеристики новой модели должны быть хотя бы немного лучше, чем старой. Пока промышленная технология находится на начальных стадиях развития, этот принцип удовлетворяется сам собой. Так, ЖК-мониторы с середины 1990-х гг. начали быстро дешеветь, совершенствуясь в точности цветопередачи, расширении углов обзора, уменьшении времени отклика пиксела и т. д. С акустическими системами дело обстоит, увы, иначе. Технология производства высококачественных АС была доведена почти до совершенства еще пару десятилетий назад. Сегодня, к сожалению, у изготовителей часто не получается заметно повысить качество, им даже не удается снизить цены, поскольку дорожают все сырьевые товары, необходимые в производстве: нефть, из которой делается пластмасса, дерево для корпусов, металл для динамиков и всевозможных конструктивных элементов. Но законы маркетинга требуют своего... в результате заявленные характеристики все больше отрываются от реальности.


Компании, особенно изготовители недорогой продукции, любят указывать величину пиковой музыкальной мощности (РМРО), которая практически ничего не говорит о силе и качестве звучания колонок. Учитывать ее при выборе акустических систем не рекомендуется - это типичная маркетинговая характеристика.

Единственный параметр, который нельзя фальсифицировать, - это цена. Она обычно более или менее адекватно отражает качество колонок. Но и здесь нужна осторожность: некоторые изготовители выпускают специальные маркетинговые серии АС, предназначенные не для массовой продажи, а для демонстрации на выставках и в компьютерных салонах, а также передачи в тестовые лаборатории СМИ. Цены на такие колонки обычно завышенные. Типичный пример - шестикомпонентный комплект Logitech Z680 с деревянным сабвуфером, пятью пластмассовыми сателлитами и проводным пультом ДУ.

Эмпирическое правило гласит: чем больше характеристик приводит изготовитель (и тем самым обязуется их соблюдать), тем больше вероятность, что данные акустические системы имеют приличное качество. Исследуя акустические системы, обратите внимание на потребляемую от сети мощность (обычно она указывается на задней стенке усилителя). Еще раз подчеркнем, что средняя выходная мощность не может превышать 0,5 от потребляемой.

Поскольку паспортные параметры мало говорят о качестве компьютерных акустических систем, рачительному покупателю приходится становиться специалистом в аудиотехнологиях.

Конструктивные решения

По конструктивному исполнению сателлиты делятся на два основных класса: герметичные и фазоинверторные.

Благодаря упругости воздуха герметичный корпус делает АЧХ более равномерной и улучшает импульсную характеристику (реакцию на ступенчатый сигнал). Недостаток - низкий КПД, т. е. меньшая громкость при той же мощности. Корпус с трубой фазоинвертора увеличивает КПД, но ухудшает импульсную характеристику. На низких частотах (ниже частоты настройки фазоинвертора) амплитуда колебаний диффузора в таких системах ограничивается только жесткостью подвеса, поэтому на высокой громкости возможно повреждение динамика. Для предотвращения этого в схемах должен быть установлен фильтр инфранизких частот.

Сабвуфер - это резонансная камера, рассчитанная на усиление низких частот и практически всегда изготовленная по схеме фазоинвертора. Иногда в сабвуферах используются два динамика, причем один из них бывает пассивным (к нему сигнал не подводится).

Магнитные экраны нужны для того, чтобы исключить искажения оттенков цветов на экране ЭЛТ-монитора, рядом с которым установлены колонки. Если вы пользуетесь ЖК-монитором или собираетесь поместить колонки далеко от монитора, для вас наличие магнитного экрана станет несущественным требованием. Магнитный экран на динамике может быть выполнен в виде стального кожуха, закрывающего магнит, или компенсирующего магнитного кольца.

Еще один важный элемент конструкции - разъемы для подключения кабелей. Для соединения усилителя с сателлитами предпочтительны пружинные или винтовые зажимы под оголенный провод, чтобы можно было применить кабель с большим сечением.


Назад к списку статей