Покупка акустических систем

01.08.2008. Покупка акустических систем

Если Вам не нужен очень "низкий низ", если Вы не строите кинотеатр, в котором будут озвучиваться взрывы космических кораблей и падения самолётов, то нет смысла гнаться за 30...40Гц. Для того, чтобы колонка хорошо "лупила" на дискотеке, вполне достаточно чётких 60...70Гц, а значит гнаться за объёмом колонки совершенно не обязательно. Если "бум-бум" и "тынс-тынс" всё же важны для Вас, если хочется, чтобы дрожь пробивала и выворачивала, и ваша дискотека находится вдали от жилых помещений, тогда, и только тогда оправдано брать отдельный бас-бокс, или брать трёхполосные системы большого объёма и мощности.

Первый вариант усложнит коммутацию и потребует дополнительного усилителя, а второй вариант потребует аппаратуры большей мощности, а значит, более дорогостоящую.

О геометрической форме акустических систем: чем она неправильнее, тем лучше. Трапеция и мониторный тип предпочтительнее, в этом случае частотка будет ровнее, и колонка будет звучать естественнее, но и правильно спроектированный классический прямоугольник с внутренними перегородками и валиком тоже неплох.

Время больших объёмов тоже прошло. Грамотно спроектированная мощная колонка имеет право быть небольшой. Тут нужно смотреть на производителя, и слушать, слушать, слушать.

Опыт показал, что акустические колонки в России последние 5 лет делают лучше, а главное – гораздо надёжнее Китая. Большая часть наших инженеров-разработчиков акустических систем – это люди старшего поколения, начинавшие своё дело ещё в годы застоя, когда нужно было делать хоть какие-то колонки (выбор был мал), продолжавшие бизнес в годы кризисов и подъёмов, когда нужно было делать и качественно и не дорого (конкуренция с дешёвым Китаем и неплатёжеспособное население), и достоявшие до наших дней, когда нужно легализовываться, платить налоги, аренду, и тд. Всё это породило десятки фирм, производящих вполне приличный товар в своей нише.

Вес акустических систем зависит от материала и мощности. Фанера – легче, но дороже, ДСП – дешевле, но тяжелее, но на качестве звука при одной и той же форме колонки это не отразится, так что если Вам не нужно постоянно перевозить акустические системы, гнаться за фанерой не обязательно. МДФ любят китайцы, но этот материал оправдывает себя в основном для маленьких комбиков, так как он и тяжёлый, и дороже ДСП, и звучит немного странновато.

Широкополосные системы (с одним, двумя или более одинаковыми динамиками) легче при той же мощности, чувствительнее, но имеют больший процент интермодуляционных искажений, и потому звучат несколько грязнее. Оправданы лишь на небольших мощностях, до 200Вт.

Многополосные колонки – это либо двухполосная система, либо трёхполосная. Двухполосная акустическая система звучит естественнее трёхполосной, но после 500Вт имеет смысл либо взять трёхполоску большого размера, либо докупить к двухполоскам бас-бокс с усилителем, при этом сами двухполосные системы можно взять меньшей мощности, и меньшего размера. Скажем, сабвуфер на 400Вт, и к нему две двухполоски по 200Вт (в системе будет два усилителя), - это тоже самое, что взять две трёхполосные системы по 500...600Вт (в системе будет один усилитель 2х500Вт), при чём и по звуку, и по цене.

После 1000...1500Вт акустические системы собирают в так называемые кабинеты по 3...12шт и более или подключают серьёзные сабвуферы, или проектируют кроссоверные системы, когда на каждую частотную полосу приходится свой излучатель и свой усилитель, так как в этом случае КПД системы возрастает почти вдвое, и добиться хорошего звука от такой системы в большом зале проще, хотя и занимает определённое время.

По соединительным проводам рекомендация проста: чем толще и короче, тем лучше. В тонких, и особенно, длинных проводах теряется мощность, возрастают искажения и увеличивается излучение проводов во внешний эфир, что в крайних случаях может привести к самовозбуждению звуковой системы в целом, что не есть хорошо. Для 200Вт-ного комплекта вполне достаточно проводов с сечением 1.5...2.0 кв мм при длине не более 20м, а для 600Вт в канал сечение лучше выбирать уже от 3.5 квадратов. При больших расстояниях сечение следует увеличить, но предпочтительнее подтащить к колонкам усилитель мощности, а длинными сделать провода линейного сигнала. Хотя любые длинные провода для звукотехники – это всегда нежелательное явление.

Пару слов про соединительные разъёмы.

"Джеки 6.3", долго применявшиеся в акустике, слава богу, отошли на третий план. Недостатков несколько: при неудачном подключении колонки при включённом усилителе могут замкнуть сигнал, кроме того качественные джеки применяют в России очень редко, а те, что применяют очень быстро разваливаются. При хорошем же качестве разъёма (и на шнуре и на колонке) джеки имеют право на применение в мощностях до 300Вт.

XLR (иногда называют Canon ), предназначавшихся первоначально для сильноточного сетевого и другого электричества (сети), быстро перекочевали в звукотехнику, и заняли достойное место. Но следует разделять китайский XLR и разъём фирмы Neutrik , например. Особенно это касается разъёмов "мам". Китайский дешёвый вариант не рассчитан на те 20 ампер, которые изначально закладывались при разработке стандарта XLR .

Speakon , или "спиконы", появившиеся в обороте в последние годы, достаточно надёжны и удобны. Их удобно "ставить на шнур", так как они не требуют пайки. Но и тут нужно обратить внимание, что китайская подделка будет стоить в три раза дешевле Neutrik , иногда не будет вставляться одна в другую, и возможно, скоро треснет и развалится.

Самый верный и надёжный вариант – это проверенные годами закручивающиеся клеммы. Именно закручивающиеся, а не на пружинках. И желательно, чтобы в стержне клеммы было отверстие, в которое вставляется облуженный заранее провод, перед тем, как его зажать. Вариант этот не подойдёт, если Вы часто перевозите свой комплект с места на место – придётся часто зачищать и пропаивать концы проводов.

Выбирая мощность акустических систем, следует учитывать мощность усилителя, который Вы предполагаете с ними использовать, если усилитель у Вас уже есть, или же, следует подумать о его мощности и цене, если Вы только собираетесь его приобрести. Мощность усилителя всегда должна быть чуть меньше паспортной мощности колонок, если они согласованы по сопротивлению (то есть если усилитель рассчитан именно на то сопротивление, которое у ваших колонок). Если же усилитель рассчитан на меньшее сопротивление, то он не разовьёт свою заявленную мощность на эти колонки, зато будет работать в щадящем режиме, и система в целом будет более устойчива и надёжна. Например, 4-х омный усилитель 600Вт на 8-ми омные колонки выдаст только 400Вт. Подключать усилитель к акустическим системам с сопротивлением меньшим, чем то, на которое он рассчитан, нельзя.

Вопрос согласования усилителя и динамиков вроде бы должен быть решён в активных акустических системах . Но почему-то они имеют тенденцию ломаться чаще, чем правильно подобранная пара усилитель + пассивные колонки. Удобство активных систем в отсутствии лишней коммутации, и иногда, возможно, в меньшей стоимости. Неудобство – в отсутствии гибкости комплекта, когда Вы лишены возможности наращивать комплект в ту или иную сторону, например, добавить колонок, или поменять усилитель. Когда же выходит из строя активная колонка, на период ремонта Вы лишаетесь всего – и колонок, и усилителя мощности.

К вопросу о согласовании, имеет смысл сказать пару слов о мостовых включениях усилителей . Если Вы хотите, например, использовать 500Вт-ный бас-бокс, и у Вас имеется усилитель 2х250Вт, 4ом, включающийся в мост, имейте в виду, что сопротивление бас-бокса должно быть не менее 8ом! Мостовой режим подразумевает складывание сопротивлений при удвоении мощности. Если каждый канал усилителя рассчитан на 8 ом, то мостовое включение предполагает 16ом, если только в спецификации этот момент никак не оговорен дополнительно.

Как оценить усилитель внешне? Рекомендуем обратить внимание на толщину металла, надёжность ручек, регулирующих громкость и качество разъёмов. Те, кто экономят на металле, и ставят игрушечные ручки регуляторов, которые легко смахнуть небрежным движение руки, как правило, экономят и на электронной начинке. Усилитель должен быть тяжёлым (если это не усилитель в классе Д ). Усилитель 2х600Вт не может весить менее 10Кг, так как один трансформатор питания в нём будет весить 6...8Кг.

Как оценить акустическую систему внешне? Практически никак. Оценить акустику можно только на слух. Бывает, что из непрезентабельных и обшарпанных корпусов сомнительного происхождение вырываются такие качественные звуки, что общепризнанные брэнды просто отдыхают. Поэтому всегда внимательно слушайте акустические системы перед покупкой. Слушайте их вместе и порознь, на маленькой громкости и на большой. Проверьте их звучание без тембровой коррекции, "в линию", как говорят звукоинженеры, то есть чтобы все регуляторы тембра на микшерском пульте или предварительном усилителе были выставлены "в ноль". Обычно именно такой честный режим позволяет судить о ровности звучания акустических систем и об их чувствительности на низах и верхах. Звук из колонок не должен быть грязным, если к ним подключён усилитель заявленной мощности, и на усилителе при работе не загораются индикаторы пика сигнала.


Назад к списку статей