Устройство и конструкция акустических систем

11.02.2008. Устройство и конструкция акустических систем

Начнём с самого простого, вернее с самого сложного – как они работают.

Вряд ли кого-то волнует детский вопрос "как это из этого ящика с круглой штучкой выходит звук?". Информацию об этом можно найти в сети и учебниках по физике и звукотехнике. Для нас важно знать лишь общие принципы работы и составляющие конструкции.

Колонка состоит из корпуса, излучателей, фильтров (если излучателей несколько) и фурнитуры - ручек, ножек и разъёмов .

Корпус акустической системы изготавливается из дерева (фанеры, картона, ДСП, МДФ и тд), пластика, металла или любого другого, по возможности, плотного материала, способного удерживать вибрацию звуковых волн (то есть не колебаться вместе с ними). Формы акустических систем многообразны - от привычных прямоугольных и трапециидальных (кабинетного типа) корпусов до сферических, или даже бескорпусных конструкций (открытого типа, например, в системах оповещения, или в автомобиле).

Излучатель , он же излучающая головка, бывает нескольких типов: динамический, изодинамический, пьезодинамический, электростатический, и тд. В основу каждого из них лёг свой принцип преобразования электрического сигнала в колебания воздуха, что собственно, и отразилось в их названиях. Динамический излучатель (динамик) – самый распространённый, в котором катушка из медной проволоки, размещённая в круглом магнитном зазоре (между двумя полюсами одного магнита) колеблется со звуковой частотой, так как подвешена она мягко, буквально, на тряпочках, а сигнал, подающийся на неё достаточно велик, и деваться ей некуда, ибо в магнитном поле, при таких условиях, только и остаётся, что колебаться. Фишка в том, что к этой катушке приклеен заметный кусок картона (бумаги, пластика, киллара и тд), который колеблется вместе с катушкой, излучая так нужный нам громкий звук. Это если на пальцах.

В изодинамическом излучателе катушка нанесена тонким слоем фольги на гибкий пластик, и, если посмотреть в профиль, Вы ничего не увидите, кроме тонкой полоски целлофана, а если в фас, то увидите нарисованную на целлофане улитку. Но, поскольку эту катушку на целлофане натягивают, опять же, между двумя плоскими магнитами, она тоже издаёт звуки при подключении к электрическому сигналу, так как оказывается в зоне сильной магнитной индукции. В плоских магнитах понаделаны дырки, почему у нас и есть возможность слышать те звуки, которые издаёт эта плёнка. КПД изодинамических головок ниже чем у динамических, поэтому они не прижились на больших мощностях. Зато неплохо звучат наушники с изодинамическими излучателями, и есть пара моделей изодинамических ВЧ-динамиков, обладающих гораздо более естественным звучанием по сравнению с динамическими.

Пьезодинамические головки в силу своей конструкции и характеристик бывают только ВЧ. Они очень дёшевы в изготовлении, но обладают низкой надёжностью и посредственными параметрами. В своё вемя фирма Motorola выпустила огромную партию подобных "пищалок", после чего многие производители, купившиеся на дешевизну, долго расплачивались за свою жадность, так как сгорали они очень быстро.

Зато пьезодинамические излучатели есть почти у каждого из нас на столе или в кармане, так как все эти "пи-пи" и "трели" бытовых телефонов и мобильников старого образца издают именно пьезоголовки.

Электростатические акустические системыограничились зоной домашних аудиофилов не получив распространения в профессиональной технике. Это связано с их громоздкостью, стоимостью и низким КПД. Хотя звучание на небольших громкостях у них заслуживает восхищения.

Поскольку один широкополосный излучатель в колонке – это всегда компромисс между простотой и качеством, в большинстве своём акустические системы состоят из нескольких излучателей, ориентированных на разные частоты. Это низкочастотные головки, (НЧ-динаимки), среднечастотные головки (СЧ-динамики) и высокочастотные головки (ВЧ-динамики). Для того чтобы направить нужные частоты в нужные излучатели, необходимы электрические фильтры. В 80-х годах прошлого столетия многие фирмы-производители, гоняясь за линейной АЧХ колонок, конкурировали между собой в сложности фильтров и алгоримах их расчёта, пока не пришли к одному единому выводу. Совершенствовать нужно не сколько фильтры, сколько сами излучатели, так как слишком сложный фильтр, хоть и помогает достичь фактической линейности колонки, но вносит столько дополнительных искажений в звуковой тракт, что слушать такую акустическую систему уже неприятно. Поэтому в современных грамотно спроектированных колонках электрические фильтры состоят из... одной, максимум, трёх деталей – фильтр, ограничивающий ВЧ-динамик от низких частот, если речь идёт о двухполосной системе. В "трёхполоске" фильтр, конечно, содержит на три-пять деталей больше, но даже в такой конструкции применять, например, индуктивности, как было принято ранее, стараются всё меньше и меньше.

С фурнитурой, надеемся, всё понятно, чем она качественнее, тем удобнее, а о разъёмах мы поговорим чуть ниже.

Параметры и характеристики акустических систем

1. Частотная характеристика и рабочий частотный диапазон .

У многих на слуху такая фраза, как "двадцать-двадцать", привязавшаяся к нам из паспортов бытовой техники СССР. В действительности, частотного диапазона 20...20000Гц при приемлемой неравномерности добиться крайне сложно, особенно при больших мощностях и грамотных замерах. То есть речь идёт о том, чтобы одинаково громко воспроизвести и 20Гц, и 20кГц, и всё, что между ними. Распределение "всего, что между ними" – это и есть АЧХ (амплитудно-частотная характеристика). Она показывает, насколько ровно колонка (или динамик) воспроизведёт шум (или музыку), а стало быть, насколько достоверно и естественно (идеальной для воспроизведения звука была бы акустика, имеющая АЧХ в виде прямой линии). Вот тут и возникает нюанс, а насколько одинаково, насколько ровно должна звучать акустика на разных частотах? Где критерий? Он отражается в дополнительном параметре - в неравномерности АЧХ, которая измеряется в дБ (децибеллах).

АЧХ акустических систем представляют собой кривые имеющие множество пиков и провалов, вызванных неидеальностью компонентов и акустической системы в целом.

Например, если неравномерность умалчивается, то она, скорее всего велика (10...15дБ и более). Тогда и на самой задрипанной колонке мы можем написать 20...20000Гц. Если же в паспорте написано, например, 40...18000Гц при неравномерности 3дБ, то поверьте, перед вами ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ, практически ИДЕАЛЬНАЯ колонка, по крайней мере, что касается частотки (АЧХ).

Возможно, кого-то удивит, что стандарт, долго державшийся в сфере профессионального звукового оборудования был 50...16000Гц при неравномерностях 3...5дБ, и это было круто!

Если с воспроизведением ВЧ при нынешних технологиях проблем не возникает, то добиться тех самых 20Гц, и даже 30Гц при небольших спадах особенно сложно. Именно поэтому, со временем, производители стали обращаться к отдельным низкочастотным колонкам, так называемым бас-боксам (саббуферам, сабвуферам, и тд), так как самый низ очень сложно воспроизвести громко при стандартной конструкции АС без специальных ухищрений и корпусах небольшого размера. Другой разговор, что 20 Гц и услышать-то практически невозможно. Эти частоты по природе ближе к вибрациям, а не к звуку, и скорее чувствуются телом, а не слышаться ухом.

2. Мощность, Вт (максимальная, номинальная, пиковая, шумовая, паспортная, рабочая, и тд)

Мощность акустической системы – это то, что не связано напрямую с её громкостью. Громкость акустической системы в первую очередь зависит и от чувствительности динамиков, из которой складывается чувствительной самой колонки.

Мощность показывает, насколько надежна акустическая система, то есть сколько она может выдержать этих самых ватт. Рассмотрим наиболее употребимые мощности АС.

RMS (Root Mean Squared – среднеквадратичное значение) – номинальная мощность, усредненное значение подводимой электрической мощности. Это та мощность, на которой колонки могут играть долго.

Иногда номинальную мощность делят на постоянную и прогрессивную, проще говоря, на абсолютно безопасную, и условно безопасную. Прогрессивная мощность на 30...50% больше постоянной.

PMPO (Peak Music Power Output – пиковая выходная музыкальная мощность). Это то, чем любят оперировать производители в целях рекламы. Но на самом деле эту мощность колонка может выдержать не более секунды. При недобросовестных замерах и сложении мощностей двух каналов (западное изобретение) она может в 10...20 раз превышать реальную мощность системы.

PHC (Power Handling Capacity) – максимальная (предельная) шумовая или паспортная мощность, при которой акустическая система может длительное время работать без механических и тепловых повреждений при испытаниях специальным шумовым сигналом, близким по спектру реальным музыкальным программам (розовый шум). По методике измерений она совпадает с паспортной мощностью, определяемой в отечественных стандартах.

LTMIP ( Long Term Maximum Input Power ) – максимальная (предельная) долговременная мощность, которую акустика выдерживает без механических и тепловых повреждений в течение одной минуты, при таком же испытательном сигнале, как и для паспортной мощности. Испытания повторяются 10 раз с интервалом в 1 минуту.

STMIP (Short Term Maximum Input Power) – максимальная (предельная) кратковременная мощность, которую выдерживает АС при испытании шумовым сигналом с таким же распределением, как и для паспортной мощности, в течение 1 секунды. Испытания повторяются 60 раз с интервалом в 1 минуту.

И ещё много-много всяких мощностей. Но нас интересует реальная мощность акустической системы – та, на которой работает колонка на дискотеке. Она обычно на 3...6дБ ниже RMS (если диджей не обкурен), так как на больших мощностях искажения уже будут слышны невооружённым ухом.

3. Чувствительность (SPL), дБ – уровень звукового давления, развиваемого громкоговорителем на расстоянии 1 метра от колонки при подаче электрического сигнала частотой 1000 Гц и мощностью 1 Вт. Чем больше чувствительность, тем громче играет колонка (относительно колонки с меньшей чувствительностью) при одном и том же сигнале, подводимом от усилителя мощности.

В большинстве бытовых моделей АС чувствительность не превышает 86 - 90 дБ, особенно это касается многополосных систем, так как фильтры режут чувствительность пополам (на 3дБ). В профессиональной сфере на больших мощностях и токах такие потери – недопустимое попустительство. Средняя чувствительность профессиональных акустических систем 95...98дБ, а отдельно взятых динамиков – до 110дБ.

4. Сопротивление, Ом (Импеданс) АС – это полное электрическое сопротивление колонки, на которое влияет и фильтр и даже конструкция корпуса и его наполнение. Импеданс зависит от частоты и выражается в виде графика, по нему можно видеть, насколько непросто усилителю иметь на своих клеммах подобную нагрузку.

Однако, в основном оперируют понятием модуля сопротивления, и оно обычно близко (в пределах 20%) к сопротивлению самого главного динамика в данной АС (обычно – низкочастотного).

Для удобства производителей и пользователей сопротивления акустических систем стандартизировано и составляет 4, 8, 16 или 32 Ом. Этот параметр важен при выборе усилителя, с которым будет работать АС. Оптимально использовать акустическую систему с сопротивлением, соответствующим указанному в паспорте усилителя. Такое решение будет обеспечивать идеальное согласование характеристик акустики и усилителя, максимальное КПД системы и качество звука.

5. Коэффициент нелинейных искажений (THD, Total Harmonic Distortion) – характеризуют степень отличия воспроизводимого сигнала от исходного. Если подать на колонку сигнал синусоидальной формы, и приставить к колонке измерительный микрофон, подключённый к осциллографу, возможно, мы сильно удивимся тому, что увидим на картинке. Акустические системы вносят наибольшее количество искажений в звуковой тракт в целом. Они могут составлять 5...10% и более, особенно на краях АЧХ и на больших громкостях. При рабочем же уровне громкости коэффициент искажений для профессиональной акустики должен составлять не более 1%.

Следует заметить, что коэффициент нелинейных искажений сильно зависит от согласованности с усилителем мощности, от его параметров и даже от длины и сечения соединительных проводов.

Выбор и покупка акустических систем, особенности

Выбор той или иной модели, безусловно, зависит от цели применения акустической системы, поэтому рекомендации можно давать лишь общего характера.

Если Вам не нужен очень "низкий низ", если Вы не строите кинотеатр, в котором будут озвучиваться взрывы космических кораблей и падения самолётов, то нет смысла гнаться за 30...40Гц. Для того, чтобы колонка хорошо "лупила" на дискотеке, вполне достаточно чётких 60...70Гц, а значит гнаться за объёмом колонки совершенно не обязательно. Если "бум-бум" и "тынс-тынс" всё же важны для Вас, если хочется, чтобы дрожь пробивала и выворачивала, и ваша дискотека находится вдали от жилых помещений, тогда, и только тогда оправдано брать отдельный бас-бокс, или брать трёхполосные системы большого объёма и мощности.

Первый вариант усложнит коммутацию и потребует дополнительного усилителя, а второй вариант потребует аппаратуры большей мощности, а значит, более дорогостоящую.

О геометрической форме акустических систем: чем она неправильнее, тем лучше. Трапеция и мониторный тип предпочтительнее, в этом случае частотка будет ровнее, и колонка будет звучать естественнее, но и правильно спроектированный классический прямоугольник с внутренними перегородками и валиком тоже неплох.

Время больших объёмов тоже прошло. Грамотно спроектированная мощная колонка имеет право быть небольшой. Тут нужно смотреть на производителя, и слушать, слушать, слушать.

Опыт показал, что акустические колонки в России последние 5 лет делают лучше, а главное – гораздо надёжнее Китая. Большая часть наших инженеров-разработчиков акустических систем – это люди старшего поколения, начинавшие своё дело ещё в годы застоя, когда нужно было делать хоть какие-то колонки (выбор был мал), продолжавшие бизнес в годы кризисов и подъёмов, когда нужно было делать и качественно и не дорого (конкуренция с дешёвым Китаем и неплатёжеспособное население), и достоявшие до наших дней, когда нужно легализовываться, платить налоги, аренду, и тд. Всё это породило десятки фирм, производящих вполне приличный товар в своей нише.

Вес акустических систем зависит от материала и мощности. Фанера – легче, но дороже, ДСП – дешевле, но тяжелее, но на качестве звука при одной и той же форме колонки это не отразится, так что если Вам не нужно постоянно перевозить акустические системы, гнаться за фанерой не обязательно. МДФ любят китайцы, но этот материал оправдывает себя в основном для маленьких комбиков, так как он и тяжёлый, и дороже ДСП, и звучит немного странновато.

Широкополосные системы (с одним, двумя или более одинаковыми динамиками) легче при той же мощности, чувствительнее, но имеют больший процент интермодуляционных искажений, и потому звучат несколько грязнее. Оправданы лишь на небольших мощностях, до 200Вт.

Многополосные колонки – это либо двухполосная система, либо трёхполосная. Двухполосная акустическая система звучит естественнее трёхполосной, но после 500Вт имеет смысл либо взять трёхполоску большого размера, либо докупить к двухполоскам бас-бокс с усилителем, при этом сами двухполосные системы можно взять меньшей мощности, и меньшего размера. Скажем, сабвуфер на 400Вт, и к нему две двухполоски по 200Вт (в системе будет два усилителя), - это тоже самое, что взять две трёхполосные системы по 500...600Вт (в системе будет один усилитель 2х500Вт), при чём и по звуку, и по цене.

После 1000...1500Вт акустические системы собирают в так называемые кабинеты по 3...12шт и более или подключают серьёзные сабвуферы, или проектируют кроссоверные системы, когда на каждую частотную полосу приходится свой излучатель и свой усилитель, так как в этом случае КПД системы возрастает почти вдвое, и добиться хорошего звука от такой системы в большом зале проще, хотя и занимает определённое время.

По соединительным проводам рекомендация проста: чем толще и короче, тем лучше. В тонких, и особенно, длинных проводах теряется мощность, возрастают искажения и увеличивается излучение проводов во внешний эфир, что в крайних случаях может привести к самовозбуждению звуковой системы в целом, что не есть хорошо. Для 200Вт-ного комплекта вполне достаточно проводов с сечением 1.5...2.0 кв мм при длине не более 20м, а для 600Вт в канал сечение лучше выбирать уже от 3.5 квадратов. При больших расстояниях сечение следует увеличить, но предпочтительнее подтащить к колонкам усилитель мощности, а длинными сделать провода линейного сигнала. Хотя любые длинные провода для звукотехники – это всегда нежелательное явление.

Пару слов про соединительные разъёмы.

"Джеки 6.3", долго применявшиеся в акустике, слава богу, отошли на третий план. Недостатков несколько: при неудачном подключении колонки при включённом усилителе могут замкнуть сигнал, кроме того качественные джеки применяют в России очень редко, а те, что применяют очень быстро разваливаются. При хорошем же качестве разъёма (и на шнуре и на колонке) джеки имеют право на применение в мощностях до 300Вт.

XLR (иногда называют Canon ), предназначавшихся первоначально для сильноточного сетевого и другого электричества (сети), быстро перекочевали в звукотехнику, и заняли достойное место. Но следует разделять китайский XLR и разъём фирмы Neutrik , например. Особенно это касается разъёмов "мам". Китайский дешёвый вариант не рассчитан на те 20 ампер, которые изначально закладывались при разработке стандарта XLR .

Speakon , или "спиконы", появившиеся в обороте в последние годы, достаточно надёжны и удобны. Их удобно "ставить на шнур", так как они не требуют пайки. Но и тут нужно обратить внимание, что китайская подделка будет стоить в три раза дешевле Neutrik , иногда не будет вставляться одна в другую, и возможно, скоро треснет и развалится.

Самый верный и надёжный вариант – это проверенные годами закручивающиеся клеммы . Именно закручивающиеся, а не на пружинках. И желательно, чтобы в стержне клеммы было отверстие, в которое вставляется облуженный заранее провод, перед тем, как его зажать. Вариант этот не подойдёт, если Вы часто перевозите свой комплект с места на место – придётся часто зачищать и пропаивать концы проводов.

Выбирая мощность акустических систем, следует учитывать мощность усилителя, который Вы предполагаете с ними использовать, если усилитель у Вас уже есть, или же, следует подумать о его мощности и цене, если Вы только собираетесь его приобрести. Мощность усилителя всегда должна быть чуть меньше паспортной мощности колонок, если они согласованы по сопротивлению (то есть если усилитель рассчитан именно на то сопротивление, которое у ваших колонок). Если же усилитель рассчитан на меньшее сопротивление, то он не разовьёт свою заявленную мощность на эти колонки, зато будет работать в щадящем режиме, и система в целом будет более устойчива и надёжна. Например, 4-х омный усилитель 600Вт на 8-ми омные колонки выдаст только 400Вт. Подключать усилитель к акустическим системам с сопротивлением меньшим, чем то, на которое он рассчитан, нельзя.

Вопрос согласования усилителя и динамиков вроде бы должен быть решён в активных акустических системах . Но почему-то они имеют тенденцию ломаться чаще, чем правильно подобранная пара усилитель + пассивные колонки. Удобство активных систем в отсутствии лишней коммутации, и иногда, возможно, в меньшей стоимости. Неудобство – в отсутствии гибкости комплекта, когда Вы лишены возможности наращивать комплект в ту или иную сторону, например, добавить колонок, или поменять усилитель. Когда же выходит из строя активная колонка, на период ремонта Вы лишаетесь всего – и колонок, и усилителя мощности.

К вопросу о согласовании, имеет смысл сказать пару слов о мостовых включениях усилителей . Если Вы хотите, например, использовать 500Вт-ный бас-бокс, и у Вас имеется усилитель 2х250Вт, 4ом, включающийся в мост, имейте в виду, что сопротивление бас-бокса должно быть не менее 8ом! Мостовой режим подразумевает складывание сопротивлений при удвоении мощности. Если каждый канал усилителя рассчитан на 8 ом, то мостовое включение предполагает 16ом, если только в спецификации этот момент никак не оговорен дополнительно.

Как оценить усилитель внешне? Рекомендуем обратить внимание на толщину металла, надёжность ручек, регулирующих громкость и качество разъёмов. Те, кто экономят на металле, и ставят игрушечные ручки регуляторов, которые легко смахнуть небрежным движение руки, как правило, экономят и на электронной начинке. Усилитель должен быть тяжёлым (если это не усилитель в классе Д ). Усилитель 2х600Вт не может весить менее 10Кг, так как один трансформатор питания в нём будет весить 6...8Кг.

Как оценить акустическую систему внешне? Практически никак. Оценить акустику можно только на слух. Бывает, что из непрезентабельных и обшарпанных корпусов сомнительного происхождение вырываются такие качественные звуки, что общепризнанные брэнды просто отдыхают. Поэтому всегда внимательно слушайте акустические системы перед покупкой. Слушайте их вместе и порознь, на маленькой громкости и на большой. Проверьте их звучание без тембровой коррекции, "в линию", как говорят звукоинженеры, то есть чтобы все регуляторы тембра на микшерском пульте или предварительном усилителе были выставлены "в ноль". Обычно именно такой честный режим позволяет судить о ровности звучания акустических систем и об их чувствительности на низах и верхах. Звук из колонок не должен быть грязным, если к ним подключён усилитель заявленной мощности, и на усилителе при работе не загораются индикаторы пика сигнала.

Как сохранить и приумножить: частые ошибки и вопросы

Профессиональный усилитель мощности отличается от бытового тем, что специально предназначен для работы в режиме максимальной громкости (обычно -4...6дБ от уровня отсечки сигнала), в то время как бытовые усилители рассчитаны на уровень комфортной громкости, где-то -10..12дБ от максимального уровня сигнала, который они теоретически способны развить. Если на бытовом усилителе написано 200Вт, это значит, что его рабочая мощность 50Вт, и на дискотеке в постоянном режиме максимума он сгорит. Не используйте бытовые усилители в профессиональной коммерческой сфере озвучивания! Тем более что в бытовых усилителях все защиты гораздо более примитивны, и, при выходе из строя усилителя, он может сжечь заодно и ваши колонки.

Про потери в проводах уже было сказано выше. Старайтесь ставить усилители рядом с акустическими системами, минимизируя потери мощности.

Всегда сначала соединяйте (коммутируйте) все провода, кабели и соединительные шнуры, только потом включайте аппаратуру при убранной громкости, и только после этого выводите громкость на нужный уровень. Главное правило: усилитель мощности включают последним, а выключают первым .

Распространённый случай: всё проверили, включили, начали работать... тут прибежал гитарист (ди-джей), и воткнул свою гитару ( mp 3-плеер) в открытую линию микшерского пульта. Щелчок, и Вы лишились минимум ВЧ-динамиков, максимум – усилителя с колонками...

Если на вашей дискотеке часто сгорают ВЧ динамики, внимательно присмотритесь к ди-джею (и к колонкам). Кто-то из них не на своём месте.

Высокочастотные динамики акустических систем – довольно уязвимое звено даже при правильном согласовании усилителя и колонок. Всегда есть соблазн выкрутить регуляторы ВЧ больше, чем нужно. Это связано во-первых с эффектом привыкания к их уровню, какой бы он ни был, а во-вторых с тем, что рабочее место ди-джея или звукорежиссёра часто оказывается в тыловой зоне колонок, и так и хочется услышать звук по звонче, не догадываясь о том, что в зале он и так уже звонче некуда. По чаще выходите лицом к колонкам, слушайте, и сравнивайте с тем, что Вы слышите на своём рабочем месте. Делайте это несколько раз, и каждый раз перед началом программы. Это убережёт от злоупотребления высокими частотами, а значит сохранит ваши колонки и бюджет.

Ещё есть такой магическое слово фаза . Как подключать колонки? Где плюс, где минус? Если их у Вас только две, то плюс и минус не принципиален – лишь бы синфазно, то есть там где у одной красный провод, там и у другой красный, а где у одной синий (чёрный), там и другой синий (чёрный). В противном случае Вы потеряете низкочастотную часть спектра, то есть те самые басы, особенно если акустические системы стоят недалеко друг от друга и направлены в одну и ту же сторону.

Со временем, Вы научитесь фазу определять на слух. При неправильном (противофазном) включении колонок теряются не только НЧ, - звук становится неестественным, некомфортным, как бы вывернутым наизнанку. Соответственно, в сложной системе, где много разной акустики, сфазировать нужно все колонки. Делается это по принципу от самой главной пары ко всем остальным, подключая в систему по одной-две колонки, последовательно сравнивая звучание низких частот с уже отфазированными включёнными колонками.

Не забывайте так же, что у профессиональных усилителей мощности как правило симметричные (балансные) входы, в то время как у вашего микшерского пульта или предварительного усилителя с темброблоком вполне могут оказаться выходы бытового стандарта (небалансные). Нужно удостовериться в том, что шнуры распаяны правильно, левый канал попадает в первый канал усилителя, а правый – во второй. При подключении небалансного сигнала на балансный вход следует заземлить второй незадействованный контакт входного разъёма. И на обоих каналах нужно заземлить одни и те же контакты, иначе сигнал, опять же, окажется в противофазе


Назад к списку статей