VOIP

10.03.2007. VOIP

VoiP
Про дешевую альтернативу GSM слышали если не все, то многие. Особенно эта тема интересна счастливым обладателям телефонов, поддерживающих Wi-Fi. И не удивительно, ведь совершенно реально платить в несколько раз меньше за международные звонки, получить всемирный бесплатный роуминг без всяческих надбавок, наценок и платы за соединение. Хотя если бы на практике все было так прекрасно, то все современные операторы сотовой связи давно обанкротились бы, а телефония существовала бы строго в пакетном варианте (кстати, возможный вариант недалекого будущего).

Голос в пакеты: народный вариант
Самым народным интернет-телефоном безусловно можно назвать Skype. Он предлагает простейшие способы аудио- и видеозвонков, а также чат-сервисы. Схема соединения проста: голос переводится в цифровую форму и передается собеседнику на другом конце Паутины, где он обратно преобразовывается в аналоговую форму, понятную человеческому уху. Опуская подробности путешествия голоса с одного конца провода к другому, заметим критически важную особенность, не позволяющую данному интернет-сервису выйти в массы. Оба собеседника (или один из них — в случае платного соединения) вынуждены пользоваться Skype-клиентами в том или ином виде. Это может быть программа для ПК, «наладонника» или другого устройства, в том числе и специально предназначенного для разговоров в сети Skype. Сложность в том, что сам протокол является закрытым, т.е. для того чтобы реализовать его поддержку в любом устройстве или программе, необходимо приобрести лицензию.

Вариант коммерческий
Было бы удивительно, если бы идея интернет-телефонии не пошла дальше внутрисетевых разговоров, ведь звонки абонентам сотовых и проводных сетей гораздо привлекательнее (хотя бы ввиду их большей распространенности), а интернет можно использовать как средство доставки голоса «почти» до собеседника. Т.е. международные разговоры получают статус (и цену) локальных. Чтобы было понятнее, проследим за процессом передачи голоса при звонке на проводной телефон с любого абонентского терминала, поддерживающего VoIP и подключенного к интернету. Сначала сигнал передается на шлюз провайдера VoIP-услуг, где надлежащим образом оцифровывается, разбивается на пакеты согласно транспортному протоколу и пересылается на шлюз ближайшего к другому абоненту интернет-провайдера.

Там цифровые пакеты собираются воедино, декодируются (превращаются в аналоговый сигнал) и через местную телефонную сеть передаются на телефонный аппарат второго абонента. Т.о. именно последний шаг и является, собственно, платным. Он также объясняет ограничение стран и сетей, в которые и из которых можно звонить, ведь существуют определенные условия для возможности коммутации проводных или сотовых сетей определенного оператора с интернетом. Эти условия и определяют цену и количество поддерживающихся сетей.

Интернет является лишь средством передачи информации (в данном случае голоса), т.е. выполняет транспортные функции. Саму информацию еще требуется правильно упаковать и доставить в необходимое место. Эти функции выполняет протокол SIP (Session Initiation Protocol; иногда используется также устаревший, но выполняющий аналогичные функции протокол H.323). До установления связи ему необходимо определить качество и скоростные характеристики канала между собеседниками (это зависит как от ширины канала, так и от качества межсетевых шлюзов) и, исходя из этого, определить кодек, т.е. качество речи. Установка соединения также возлагается на SIP.

При желании можно организовать и собственную SIP-сеть, где каждый пользователь получает адрес типа sip:author@glavsetstroy.ru. Например, на крупном предприятии вместо дорогостоящей мини-АТС и километров проводов достаточно организовать качественную локальную (проводную или беспроводную, например, на основе Wi-Fi) сеть и пользоваться внутрикорпоративной связью абсолютно бесплатно. Можно даже пользоваться обычными проводными телефонами (с соответствующим адаптером, конечно), хотя более гибким решением (при условии хорошего Wi-Fi-покрытия) был бы сотовый телефон или специализированное устройство, поддерживающее SIP.

Обратная связь
Если с внутрисетевыми звонками и звонками за пределы сети все более-менее понятно, то организация обратной связи более сложная. Такую функцию многие VoIP-операторы попросту не поддерживают, ведь с обычного домашнего телефона набрать sip:author@ glavsetstroy.ru нельзя, и единственный выход — кроме внутрисетевого адреса выдавать еще и внешний, обычный номер. Сам номер чаще всего зависит от страны, где провайдер зарегистрирован или имеет собственные шлюзы. Крупные операторы предлагают выбрать страну, которой будет принадлежать номер (чаще всего США, Канада или Великобритания). Очевидно, это имеет смысл лишь в том случае, если у вас в соответствующей стране есть собеседник, который хочет вам звонить с обычного проводного или сотового телефона без затрат на международные переговоры. Иначе ценность такой услуги минимальна.

Своя рубашка ближе к телу
Переходя от теории к практике, определим возможные способы пользования услугами пакетной телефонии в нашей стране. Самое элементарное и наименее удобное — микрофон, наушники и специальная программа. Основное преимущество данного способа — стоимость исходящего звонка, однако пользователь ограничен длиной провода гарнитуры или даже наушников и микрофона, а также качеством реализации программы. Частично ситуацию исправляют проводные или беспроводные специализированные устройства, но самым гибким и идеальным решением является поддержка данной технологии сотовым телефоном. В последнем случае существуют два варианта: доступ к интернету посредством GPRS/UMTS-сетей или подключение к беспроводным сетям. Следует отметить, что ввиду стремительного распространения беспроводных точек доступа в мире последний способ может быть особенно актуальным. Таким образом, платить придется за GPRS-трафик и услуги VoIP, если точки доступа не оказалось поблизости, и только за услуги VoIP, если точка доступа найдена.

Тестирование услуги
В отличие от сотовых сетей вы не ограничены выбором оператора. В интернете достаточно сервисов, помогающих подобрать оптимального провайдера, исходя из вопросов стоимости минуты разговора с требуемыми странами, абонентской платы, количества бесплатных минут, поддерживаемых способов оплаты и т.д. Кроме того, операторы отличаются количеством дополнительных услуг. Наш выбор ограничен всего одним российским оператором sipnet.ru из-за удобства оплаты и более-менее качественного сервиса. Многие американские и европейские провайдеры не работают с Беларусью, требуют плату за подключение или за ежемесячное использование. Кроме того, при выборе оценивалась стоимость звонка в страны СНГ и Прибалтики.

Тесты проводились с помощью смартфона Nokia E60. Т.е. особенности настройки окажутся одинаковыми для всех смартфонов N- и E-серий, поддерживающих SIP.
После подтверждения регистрации вам выдается SIP ID, по которому вас можно идентифицировать внутри сети sipnet.ru (аналогично номеру телефона или UIN ICQ). Далее стоит настроить тарифы для меньшей цены или лучшего качества. Мы склоняемся в сторону последнего, поэтому установили приоритет качества коэффициента Qi (более подробное описание всех параметров узлов можно найти в справке sipnet.ru). Добавим лучшее возможное качество звонков на стационарные телефоны в Испании, сохраним изменения и перейдем к самому интересному — настройке телефона. К слову, настройка компьютера для данного сервиса производится в автоматическом режиме с помощью автоконфигуратора, который можно скачать с сайта провайдера. Об этом написано достаточно много, поэтому мы не будем заострять внимание.

Для начала в настройках соединения добавим беспроводную точку доступа. Затем в настройках SIP добавим новый профиль. На скриншотах можно посмотреть настройки (не забудьте подставить свой SIP ID вместо нашего!). После добавления профиля его необходимо активировать в настройках интернет-телефона, которые находятся уровнем выше. Завершающая стадия настроек осуществляется в меню соединений. Там тоже есть настройки интернет-телефона, в частности, выбор профиля и регистрация на сервере. Устанавливать соединение, кстати, придется каждый раз при совершении звонка. Если вы планируете часто пользоваться услугой интернет-телефонии, то в настройках SIP имеет смысл установить значение «постоянно» в поле «регистрация».

После получения регистрации на сервере можно переходить непосредственно к звонкам. Для тестов были выбраны 3 направления: США, Литва и Беларусь. Для последних двух направлений тарифы были настроены для максимального качества.
Набираем номер в международном формате, но без знака «+», далее жмем опции, звонок, интернет-звонок. Чтобы звонить было проще, можно заполнить поле «интернет-телефон» в записной книжке.

Впечатления
Поразило качество связи. Связь с США (стационарный телефон) оказалась великолепной, без эха, задержек, тресков и т.д. С Литвой сложнее: звонок на стационарный телефон сопровождало небольшое эхо, зато качество связи оказалось на порядок выше, чем в GSM-сетях. Однако при звонке на мобильный аппарат речь разобрать было практически невозможно: что-то булькало, шипело и говорило невнятным монстроподобным голосом. То же происходило и при звонке на МТС и Velcom.

Вообще, у VoIP большое будущее, и с этим сложно спорить. Проведенное тестирование — яркое тому подтверждение. Единственный недостаток технологии — это привязанность к точке доступа, что в некоторой степени может исправить развитая сеть хот-спотов.

 


Назад к списку статей